?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry




Введение

к приходскому уставу

 

Составлено, но поручению Священного Собора Православной Российской Церкви, Членами Собора: Архиепископами Тверским Серафимом и Пермским Андроником, Л. К, Артамоновым и П. И. Астровым и рассмотрено, во исполнение постановления Священного Собора от 7/20 января 1918 года, Высшим Церковным Управлением.

 

I.

Цел христианской жизни — спасение души в вечную жизнь. Воодушевляющим началом для христиан является вера во Христа Сына Божия, вочеловечившегося для нашего спасения. Такое воодушевление верою проявляется как в настроении спасающихся христиан, так и в их соответствующей жизни и во взаимоотношениях. Содержимые единым духом веры, христиане, естественно, исполняют в себе завет Христа Спаса о единении верующих в Него по образу единства Святой Троицы. Как во Святой Троице -единая жизнь Божественного естества, так и во множестве спасающихся христиан - единая жизнь Того, вера в Кого всех их воодушевляет. Это - единая жизнь, по образу жизни тела, в котором все и всякий член отправляют свое назначение для всего тела, движимого и оживляемого единою жизнью его главы, своим жизненным началом все тело и члены его проникающей. Это и есть созданная Спасителем Его Святая Церковь - Его Тело. Она объемлет собою верующих всех времен и народов мира сего. Она посему - единственная путеводительница в жизнь вечную, ибо спасение может быть достигаемо только в Святой Христовой Церкви.

Осуществлением такой церковности между ближайшими христианами с самого начала христианства были отдельные, возглавляемые и руководимые Епископами, малые церкви. С увеличением числа христиан, Епископы поставляли пресвитеров и их руководству вверяли отдельные части своих епархий, теперь называемые православными приходами. Таким образом Господь Свою Церковь вверил в устроение и управление Своим Апостолам и их преемникам - Епископам, а чрез них вверяет и пресвитерам малые церкви - приходы. Своим работникам - пастырям вверил. Он души верующих - приводить их в послушание веры, по св. ап. Павлу (Рим. 1, 5). Они и являются вдохновителями и устроителями как всей Церкви, так и отдельных малых церквей - приходов. С них и спросит Господь за судьбы Церкви, приходов и отдельных христиан.

На этом начала созидаемая христианская жизнь в приходах и освящается благодатью живущего в Церкви Спасителя. Воодушевляющая всех вера естественно подвигает всех на живое деятельное участие в церковной жизни прихода, как в своем собственном душевном спасении (1 Кор. гл. 12). Всякий отдельный христианин, по данным ему дарованиям и полномочиям, исполняете свое послушание, составляющее его назначение в церковном теле с чем вместе он достигает и личного своего спасения. Уклонение же всякого отдельного христианина от этого назначения - послушания, или восхищение недарованого служения в Церкви не только вносит расстройство в жизнь всего церковного тела, но удаляет и самого его от надежды на достижение спасения души. Никто не может здесь, как в живом благодатном теле сложить с себя свой дол; никто не может и восхитить себе не дарованного ему того или иного служения в Церкви. При утрате живой церковной связи и сознания своего назначения в Церкви для наследования вечной жизни возникают споры и прекословия между отдельными членами Церкви, осуждаемые св. ап. Павлом (1 Кор. гл. 12) и унижающие святое спасительное дело Христово. Правильная же церковная жизнь в приходе устроятся по сему благодатному завещанию св. ап. Павла: "не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил. И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры;  имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, — в учении; увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием. (Рим. 12: 3, 6-8). Посему в православном приходе облагодатствованные чрез архиерея пастыри должны быть ответственными руководителями и устроителями всей приходской жизни. Под их руководством прочие клирики и пасомые миряне должны, в меру своих от Бога дарований и возложенных послушаний, содействовать устроению прихода для удобнейшего достижения спасая души всеми и каждым христианином - прихожанином. Забота этом и дает возможность и простор каждому приложить свои силы и способности как лучше во спасете своей души трудиться для Христа: один в Богослужении и храме, другой в благотворительности, третий в просвещении, иной в увещаниях и обличениях заблудившихся и т. д., по апостолу - к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, 13 доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; (Ефес. 4: 12-13). О таком обществе спасающихся христиан, охотно принимающих слово о Христе, и можно сказать то, что сказано о первых христианах: И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах. Все же верующие были вместе и имели все общее. 45 И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. (Деян. 2: 42, 44-45, 47). Так и все христиане, духом своим между собою объединяясь в Богослужении, в общей церковной молитве, как душе всей жизни во Христе верующих в Него, через это в единстве духа исполняясь благодатными силами Христа - Главы церковного тела, объединяются и во всей христианской жизни и деятельности, как проявлены полноты христианского воодушевления. Так это происходит во всей Христовой Церкви; так это и в малых церквах - приходах.

Вот сущность и назначение Церкви Христовой; вот церковное основание и устроение православного прихода, как малой церкви спасающихся христиан. С этой стороны и должно быть рассматриваемо все положение об устроении православного прихода.

II.

Узакониваемое Уставом о православном приходе не есть что либо новое, так было и в Греческой Православной Церкви из-древле. Как сказано было выше, с самого начала приходы, совпадавшие с епархиями и руководимые Епископами, были как малый церкви, внутренне объединенный между собою. Такое объединение и провело Церковь через горнило гонения не разбросанною, но объединявшею христиан всех мест и народов. Миланский эдикт (313 г.) равноапостольного царя Константина застал православные приходы уже устроенными и признал за ними юридические права собственников церковноприходского имущества. Каждая малая христианская церковь из клира и мирян во главе с Епископом и составляла приход (парикию) Епископ через поставляемых от него клириков был руководителем церковной жизни в приходе и распорядителем церковного имущества в нем (Апост. 38, 40, 41) исключительно на церковный нужды.

С принятием веры от греков мы русские восприняли от них и их церковный порядок в приходской жизни, хотя и с своим своеобразным приложением его к делу. Прежде всего, тогда как на Востоке епархии постепенно расширялись из одного прихода в соединение многих приходов, в России наоборот: епархии постепенно сокращались в своих пределах, увеличиваясь количественно в своем числе. Русский архиерей, управляя гораздо более обширною епархией со множеством приходов, не мог так близко входить в управление и руководство каждым приходом в отдельности. Отчасти это исправлялось, между прочим, тем, что приходские священники из пределов епархии собирались к своему Епископу в неделю православия или в иное воскресенье, которое так и называлось поэтому „сборным воскресеньем". На таких собраниях и обсуждались церковные и приходские дела и нужды, а священники получали от Епископа своего указания и советы для проведения в жизнь. В силу таких условий наши приходы естественно устраивались сами собой под руководством своих пастырей, управляемых епархиальным архиереем. Приходы указывали архиерею на кандидатов в клир. Они же строили и содержали храмы и причтовые дома, как и прочие церковно - приходские здания, считавшиеся мирским строением, а равно обеспечивали и клир приходским содержанием. Такой порядок был закреплен постановлением Стоглавого Собора 1551 года, как и Духовным Регламентом. Так устроившись, древний православный приход деятельно заботился о церковном просвещении и благотворительности. На духовенстве лежало дело обучения грамоте и церковному пению, и высокие успехи в этом деле засвидетельствованы самим Стоглавым Собором. Тогда умеющих „грамоте и писати и пети и чести гораздо много было" и они „славны были по всей земли и доднесь". Благотворительность же велась приходом и через выборных старост и „братчиковъ" с их помощниками. Так и устраивались при Церквах разные богадельни или Божьи дома (отсюда божедомки) общеприходские праздничные трапезы (покровщина, успенщина, никольщина и др.). По праздникам в приходскую избу собирались прихожане вместе с клиром. обсуждали приходная дела и нужды, учитывали старосту, проверяли „всемирскую коробку" —денежный ящик с церковно-приходской казной и документами. Через эту „коробку" церковная казна являлась как бы приходским банком, тем или иным путем приходившим на помощь прихожанам в трудную пору жизни. Для ясного же учета своего состава приход вел приходскую книгу, впоследствии замененную введением метрических книг о родившихся, с брачующихся, об умерших).

Восстановлением указанных древних порядков в приходе и будет постепенное и осмотрительное, но решительное и планомерное проведение в жизнь принятого Церковными Собором Устава о православном приход.

III.

С чего начинать устроение православного прихода? При объявленной не только вероисповедной свободе, но и при несомненном гонении на Церковь, надлежит прежде всего выяснить, кто действительно принадлежит к Церкви Христовой, кто, при всех опасностях за веру, охотно принимаешь слово апостолов о Христе Спасителе в жизнь вечную. Для сего надлежит теперь же по приходам произвести запись всех, желающих принадлежать к данному приходу при том или ином храм. Подготовляя к такой записи христиан в приходскую книгу, и надлежит вести с православными и в храме и по селениям беседы о спасительной вере, о Церкви, вне которой нет и не может быть спасения, о церковной жизни, о православном приходе, о приходской жизни и деятельности, о непременном личном участии всякого прихожанина в устроении прихода, как священном долге христианина для спасения его души, без исполнения какового долга христианин будет мертвым членом в теле. На таких беседах указывается, что в приходской жизни будет дело и для пастыря, и для прочих клириков, и для всякого прихожанина. Было бы еще целесообразнее - всякую отдельную мысль таких бесед обобщать в отдельном положении и заставлять слушателей заучивать это повторением общенародно тут же на беседе. Для воодушевления слушателей такие беседы необходимо не только предварять и заканчивать молитвою, но и сопровождать и прерывать общенародным пением молитв. При выяснении сказанного, следует настойчиво указывать, что от забвения истинной церковной жизни, от утраты нами чувства церковности, нас всех объединяющей и воодушевляющей на братское общение для вечного спасения, между прочим, от этого и произошло все падеже нравов со всеми переживаемыми теперь нами грозными последствиями. когда вместо духа любви господствует такая злобная вражда между людьми: называющими себя христианами. По неоднократном и удобопонятном разъяснении сказанного, и возможно, и следует предложит записаться в приходскую книгу всем, свободно желающим быть прихожанами при том или ином храме. После же такой записи и можно будет приступать к устроению всего приходского дела, начиная с Приходского Совета. По выяснении всех отдельных отраслей приходской жизни, и указывается, что необходимо сделать для их упорядочению и улучшению, намечаются и пути к тому.

Но при всем том, нельзя приступать пастырю к выполнению Устава о православном приходе, не подготовивши хотя некоторых прихожан к сознательному и деятельному участию в данном деле. Несомненно, у всякого пастыря в приходе имеется несколько особенно благочестивых и толковых прихожан. Их и надлежит объединить около себя, их воодушевляя на приходское дело, на привлечение к этому и других. Так постепенно создадутся в приходах большие или малые кружки и содружества ревнителей. Они будут ближайшими помощниками пастыря и проводниками его начинаний в приходе. Таким порядком будут постепенно и разумно подготовлены не случайные и слепые, а целесообразные выборы и в Совет Приходской, и на иные служения в приходе. Только после такой внимательной подготовки и можно будет приступать к проведению в жизнь принятого Церковным Собором Устава о православном приходе. В заведующие делами прихода избираются наиболее благочестивые и усердные из прихожан лица, а, кроме того, избираются и такие ревнители. которые могут быть полезными для ближайшего наблюдения за тем или иным делом в приходе к один будет ведать просвещением, другой -благотворительностью, третий - наблюдением за молодежью, иной наблюдает за сектантской пропагандой, а тот -за воспитанием детей и т.д. Кроме того, для удобства наблюдения за жизнью прихода и руководства делом, весь приход разделяется на участки, которые и вверяются определенным прихожанам -наблюдателям и руководителям. Таким порядком высокий пастырский долг священника в приходе и будет управляем пособничеством самих прихожан; то, что ускользало прежде из внимания перегруженного делом приходского пастыря, это теперь дойдет до него через его пособников - воодушевленных пасомых, чтобы вызвать от него должный руководящий ответ и указание.

При личном пастырском воодушевлении на указанную приходскую работу во спасение своей души, приходской священник и будет действительным руководителям и даже отцом своей паствы. Его жизнь будет нераздельна от жизни паствы, и паства будет в тесной живой связи с своим пастырем, как проводником Божественной благодати, их просвещающей и оживотворяющей и всех объединяющей в одно церковное тело. При таких условиях пастырь и сможет от своего личного пастырского воодушевления вложить „дух жизни" в сухие кости положения о православном приходе. Так постепенно и устроится приходская жизнь по всей России в её обновление из переживаемой духовной разрухи. Живительное начало христианской веры просветит тьму нашего духовного оскудения, поднимет дух в отдельных христианах, устроит семейную добрую жизнь, украсит через это и общественность нашу. Возродится душа народная от возрождения веры через приходскую жизнь, возродится и тело народной жизни - наша государственность.

IV.

Из всего сказанного вытекает следующее:

1. Пострадавший на Кресте ради спасения душ человеческих Господь основал для того же на земле Свою Святую Церковь, как ковчег Ноев во время всемирного потопа. Вне этою Его Церкви никто не может спастись.

2. Эту благодатную Свою Церковь вверил Спаситель руководству апостолов и их преемников - Епископов, а от них эти последние, при невозможности одному объять всю епархию, вверяют некоторые части её - приходы пресвитерам, как исполнителям епископских предначертаний для христиан.

3. Под благодатным руководством пастырей верующие и объединяются в молитве, в богослужении, в жизни, составляя малые церкви - приходы церковные для взаимодействия и взаимопомощи в восхождении к Богу во свете Его евангельского закона и по указанию правил церковных.

4. По образу жизни тела человеческая, благодатная жизнь Христова, разливающаяся во всем теле Церкви Его, одинаково проявляется и в жизни прихода, где пасомый всякий христианин должен принимать живое участие в устроении на лучшее приходского дела, и тем достигать и своего личного спасения.

5. Для сего, под руководством преемственно Богом поставленных пастырей, все прихожане, составлял единую духовную семью во Христе, принимают живое участие во всей жизни прихода, кто как может своими силами и дарованиями.

6. Но и пастыри и пасомые, чтобы быть им под благодатным водительством Самого Христа в Церкви Его, должны помнить слово свят. Киприана Карфагенского: "Епископ в Церкви и Церковь в Епископе, и если кто не с Епископом, тот вне Церкви."

 

Latest Month

August 2017
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow